детский сад "Колосок" село Преображенка

Вовлеченность родителей в развитие познавательной активности детей через совместное создание дидактических игр математического содержания

Воспитатели разновозрастной группы:Лир О.Н.Гаменюк Н.Ф. Как известно, главными воспита¬телями своих детей являются ро¬дители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А. С. Макаренко, «семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. По-ручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя; говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем...» Родителям необходима помощь, т к. отсутствие знаний по психологии и педагогике ведет к ошибкам, непони¬манию, а значит, к безрезультативности воспитания. Поэтому взаимодействие семьи и ДОУ является важнейшим направлением всестороннего развития ребенка. Только при активном участии родителей и педагогов можно добиться положительных результатов. Программа «От рождения до шко¬лы» под редакцией Н. Е. Вераксы, реализуемая в нашем детском саду, опирается на ФГТ, утвержденные при-казом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г, где указано, что успешная реализа¬ция программы зависит в том числе и от вовлеченности в воспитательно-образовательный процесс родителей воспитанников, посещающих ДОУ Изучив и проанализировав литера¬туру по данной теме мы наметили пути постепенного вовлечения родителей в образовательный процесс. При пла¬нировании и организации совместной деятельности были учтены следующие требования и задачи ФГТ.1. Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осу-ществления полноценного развития каждого ребенка.2. Соблюдение требований к вза¬имодействию образовательного учреж-дения с родителями.3. Проведение разъяснительной ра¬боты с родителями о роли дошкольного образования. Все спланированные нами меро¬приятия объединены единой целью — стимулировать вовлеченность родителей в развитие познавательной активности детей через совместное создание дидактических игр математического содержания. Почему именно игра математического содержания выполняет объединяющую роль при взаимодействии родителя и ребенка? Как известно, игра — основ¬ной вид деятельности, который является ведущим во всестороннем развитии ребенка. Видов игр много, но для своей работы мы выбрали игры с математическим содержанием, т. к. математика — один из самых сложных учебных предметов в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и учащиеся. А дошкольники? Они не знают что математика — трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача — побудить ребенка постигать математику с интере¬сом и удовольствием и всегда верить в свои силы. Новизна нашей работы заключается в создании мотивации для возникновения равных партнерских взаимоотношений между ребенком и родителем в процес¬се создания совместных игр-самоделок, направленных на повышение математи¬ческого интереса у детей.В начале учебного года мы провели анкетирование для родителей с целью выявления наиболее важного, на их взгляд, раздела образовательной об¬ласти «Познание». («Консультацию по какому разделу образовательной области «Познание» по развитию вашего ребенка вы хотели бы по¬лучить?») В анкетировании приняли участие 11 родителей. Обработав анкеты, мы выяснили, что родителей больше всего интересует раздел «Формирование элементар¬ных математических представлений» (ФЭМП) — 84,6% опрошенных. Это совпало с годовой задачей ДОУ: «Про¬должить совершенствовать условия для развития элементарных математических представлений у детей на разных воз-растных этапах с целью формирования информационной компетентности». Для более точного и объективного планирования по данному направлению мы предложила родителям опросник «Игра — это интересно», выделив наиболее значимые математические игры. Мы попросили родителей отметить виды игр, вызывающих, по их наблюде-ниям, наибольший интерес у ребенка. Перечень выглядел следующим образом.1. Логические игры: лабиринты, головоломки, ребусы.2. Игры с правилами: «Веселый счет», «Времена года», настолько-печат-ные игры.3. Игры с геометрическими фигу¬рами: геометрическое лото, мозаика, блоки Дьенеша.4. Игры с заданиями: «Дорисуй вто¬рую половину», «Что потерялось?» и т. п. Результаты показали, что наши мне¬ния совпадают, значит, в дальнейшем мы могли рассчитывать на помощь родите¬лей и, как следствие, на более высокий результат работы. Далее, наблюдая за детьми, мы при¬шли к выводу, что предлагаемые задачи наиболее просто и эффективно усваива¬ются в игре. Также обратили внимание на то, что детей привлекают разные (по форме и содержанию) математические игры. Кто-то отдает предпочтение голо¬воломкам, кто-то — блокам Дьенеша, другим по душе задания на карточках разного вида. Чтобы охватить интересы всех детей, их индивидуальные особенности и в то же время решить программные за¬дачи, мы решили систематизировать уже имеющиеся игры и пособия и наполнить уголок математики новыми авторскими играми-самоделками. Сначала внимание детей привлекло яркое оформление игр-самоделок, затем ребята познакомились с правилами — появилось истинное желание узнавать новое. Своими впечатлениями об играх дети делились с членами семьи В свою очередь родители не остались равно¬душными к интересу детей и стали расспрашивать нас об этих играх. Чтобы охватить всех родителей, мы решили поделиться идеями и наблюде¬ниями. В начале собрания мы спросили у родителей, в какие игры они играли в детстве, затем предложили им поиграть в наши игры-самоделки. Все остались до¬вольны. Тут же родители стали предлагать идеи для новых игр, многие советовали новые правила к уже сделанным играм В дальнейшем нашлись активны творческие родители, которые с удовольствием изготовили и подарили нам свои игры. Силами всех родителей мы пополнили математический уголок разнообразным материалом, который дети с удовольствием используют в своей деятельности. Итогом работы являются резуль¬таты наблюдения, проведенного во время оперирования детьми играми-самоделками, которые позволяют го-ворить о положительной динамике в формировании начальных компетентностей. Все это подтвердили результаты промежуточной диагностики математи¬ческих представлений у детей.Рекомендации для родителей по созданию игр математического содержания1. Любая игра начинается с сюжета Представьте, какой будет ваша игра, дайте волю вашему воображению.2. Продумайте обучающие задачи вашей игры, отразите пути ее решения в описании.3. Перед началом создания игры подберите в достаточном количестве необходимый материал (картон, клей и т. п.).4. Все компоненты игры должны быть безопасными.5. Если игра настольная, ее размер не должен превышать 40x40 см. Если игра напольная, ее основание должно быть прочным (клеенка, пластик).6. Игровых фишек, карточек, других составляющих должно быть в достаточ¬ном количестве.7. Помните: игра должна быть эсте¬тично оформлена, яркая, аккуратная.Рекомендации для родителей по проведению совместной с ребенком обучающей игры1. Не отказывайте ребенку, если у него возникло желание поиграть вме¬сте с вами2. Игровые правила обговариваются до начала игры, а не в процессе3. Во время игры выбирайте добро¬желательный тон, не демонстрируйте ограниченность во времени4. В ходе игры давайте время ре¬бенку продумать свои действия, не то-ропите его.5. Недопустимо сообщение гото¬вого ответа, порицание, выражение недовольства.6. В случае затруднения возмож¬ны такие приемы: частичная под¬сказка, одобрение правильного пути.Литература1. Воронова Т. Н. Девочки и мальчики 3—4 лет в семье и детском саду. — М.: Липка-Пресс, 2009.2 Евдокимова Е, С., Аодокиш Н. В. Детский сад и семья. — М.: Мозаика-Синтез, 20073 Козлова А. В., Ачшеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. — М.: ТЦ «Сфе¬ра», 2008.4. Метенова Н. М. Родителям о детях: методические рекомендации. — Ярославль: ООО «ИПК «Индиго», 20095. Метенова Н. М. Родительские собрания. Ярославль: 000 «ИПК «Ин-диго», 2009.6. Метенова Н. М. Взрослым о де¬тях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях. — Ярославль: ООО «ИПК «Индиго», 2009.
1 марта 2015 в 14:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.