детский сад "Колосок" село Преображенка
работа с родитедямиВовлеченность родителей в развитие познавательной активности детей через совместное создание дидактических игр математического содержания Воспитатели разновозрастной группы: Лир О.Н. Гаменюк Н.Ф. Как известно, главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А. С. Макаренко, «семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя; говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем...» Родителям необходима помощь, т к. отсутствие знаний по психологии и педагогике ведет к ошибкам, непониманию, а значит, к безрезультативности воспитания. Поэтому взаимодействие семьи и ДОУ является важнейшим направлением всестороннего развития ребенка. Только при активном участии родителей и педагогов можно добиться положительных результатов. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, реализуемая в нашем детском саду, опирается на ФГТ, утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г, где указано, что успешная реализация программы зависит в том числе и от вовлеченности в воспитательно-образовательный процесс родителей воспитанников, посещающих ДОУ Изучив и проанализировав литературу по данной теме мы наметили пути постепенного вовлечения родителей в образовательный процесс. При планировании и организации совместной деятельности были учтены следующие требования и задачи ФГТ. 1. Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка. 2. Соблюдение требований к взаимодействию образовательного учреждения с родителями. 3. Проведение разъяснительной работы с родителями о роли дошкольного образования. Все спланированные нами мероприятия объединены единой целью — стимулировать вовлеченность родителей в развитие познавательной активности детей через совместное создание дидактических игр математического содержания. Почему именно игра математического содержания выполняет объединяющую роль при взаимодействии родителя и ребенка? Как известно, игра — основной вид деятельности, который является ведущим во всестороннем развитии ребенка. Видов игр много, но для своей работы мы выбрали игры с математическим содержанием, т. к. математика — один из самых сложных учебных предметов в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и учащиеся. А дошкольники? Они не знают что математика — трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача — побудить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы. Новизна нашей работы заключается в создании мотивации для возникновения равных партнерских взаимоотношений между ребенком и родителем в процессе создания совместных игр-самоделок, направленных на повышение математического интереса у детей. В начале учебного года мы провели анкетирование для родителей с целью выявления наиболее важного, на их взгляд, раздела образовательной области «Познание». («Консультацию по какому разделу образовательной области «Познание» по развитию вашего ребенка вы хотели бы получить?») В анкетировании приняли участие 11 родителей. Обработав анкеты, мы выяснили, что родителей больше всего интересует раздел «Формирование элементарных математических представлений» (ФЭМП) — 84,6% опрошенных. Это совпало с годовой задачей ДОУ: «Продолжить совершенствовать условия для развития элементарных математических представлений у детей на разных возрастных этапах с целью формирования информационной компетентности». Для более точного и объективного планирования по данному направлению мы предложила родителям опросник «Игра — это интересно», выделив наиболее значимые математические игры. Мы попросили родителей отметить виды игр, вызывающих, по их наблюдениям, наибольший интерес у ребенка. Перечень выглядел следующим образом. 1. Логические игры: лабиринты, головоломки, ребусы. 2. Игры с правилами: «Веселый счет», «Времена года», настолько-печатные игры. 3. Игры с геометрическими фигурами: геометрическое лото, мозаика, блоки Дьенеша. 4. Игры с заданиями: «Дорисуй вторую половину», «Что потерялось?» и т. п. Результаты показали, что наши мнения совпадают, значит, в дальнейшем мы могли рассчитывать на помощь родителей и, как следствие, на более высокий результат работы. Далее, наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что предлагаемые задачи наиболее просто и эффективно усваиваются в игре. Также обратили внимание на то, что детей привлекают разные (по форме и содержанию) математические игры. Кто-то отдает предпочтение головоломкам, кто-то — блокам Дьенеша, другим по душе задания на карточках разного вида. Чтобы охватить интересы всех детей, их индивидуальные особенности и в то же время решить программные задачи, мы решили систематизировать уже имеющиеся игры и пособия и наполнить уголок математики новыми авторскими играми-самоделками. Сначала внимание детей привлекло яркое оформление игр-самоделок, затем ребята познакомились с правилами — появилось истинное желание узнавать новое. Своими впечатлениями об играх дети делились с членами семьи В свою очередь родители не остались равнодушными к интересу детей и стали расспрашивать нас об этих играх. Чтобы охватить всех родителей, мы решили поделиться идеями и наблюдениями. В начале собрания мы спросили у родителей, в какие игры они играли в детстве, затем предложили им поиграть в наши игры-самоделки. Все остались довольны. Тут же родители стали предлагать идеи для новых игр, многие советовали новые правила к уже сделанным играм В дальнейшем нашлись активны творческие родители, которые с удовольствием изготовили и подарили нам свои игры. Силами всех родителей мы пополнили математический уголок разнообразным материалом, который дети с удовольствием используют в своей деятельности. Итогом работы являются результаты наблюдения, проведенного во время оперирования детьми играми-самоделками, которые позволяют говорить о положительной динамике в формировании начальных компетентностей. Все это подтвердили результаты промежуточной диагностики математических представлений у детей. Рекомендации для родителей по созданию игр математического содержания 1. Любая игра начинается с сюжета Представьте, какой будет ваша игра, дайте волю вашему воображению. 2. Продумайте обучающие задачи вашей игры, отразите пути ее решения в описании. 3. Перед началом создания игры подберите в достаточном количестве необходимый материал (картон, клей и т. п.). 4. Все компоненты игры должны быть безопасными. 5. Если игра настольная, ее размер не должен превышать 40x40 см. Если игра напольная, ее основание должно быть прочным (клеенка, пластик). 6. Игровых фишек, карточек, других составляющих должно быть в достаточном количестве. 7. Помните: игра должна быть эстетично оформлена, яркая, аккуратная. Рекомендации для родителей по проведению совместной с ребенком обучающей игры 1. Не отказывайте ребенку, если у него возникло желание поиграть вместе с вами 2. Игровые правила обговариваются до начала игры, а не в процессе 3. Во время игры выбирайте доброжелательный тон, не демонстрируйте ограниченность во времени 4. В ходе игры давайте время ребенку продумать свои действия, не торопите его. 5. Недопустимо сообщение готового ответа, порицание, выражение недовольства. 6. В случае затруднения возможны такие приемы: частичная подсказка, одобрение правильного пути. Литература 1. Воронова Т. Н. Девочки и мальчики 3—4 лет в семье и детском саду. — М.: Липка-Пресс, 2009. 2 Евдокимова Е, С., Аодокиш Н. В. Детский сад и семья. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 3 Козлова А. В., Ачшеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. — М.: ТЦ «Сфера», 2008. 4. Метенова Н. М. Родителям о детях: методические рекомендации. — Ярославль: ООО «ИПК «Индиго», 2009 5. Метенова Н. М. Родительские собрания. Ярославль: 000 «ИПК «Индиго», 2009. 6. Метенова Н. М. Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях. — Ярославль: ООО «ИПК «Индиго», 2009. 1 марта 2015 в 13:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.